Как оценщику найти себя на поприще государственных и муниципальных закупок

Как оценщику найти себя на поприще государственных и муниципальных закупок.

В данной заметке мы разберём новую для оценщиков тему, которая, открывает достаточно перспективное пространство деятельности, и нуждается в рассмотрении. «Лакомый» кусочек заказов на проведение оценки можно получить в области закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, что вызвано принятием и вступлением в силу нового закона, регулирующего проведение гос.закупок.

Сначала мы рассмотрим нововведения, вызванные принятием нового закона, и немного специфику данной области, после чего уже приступим к вопросам того, как оценщику во всём этом найти себя.

На данный момент государственные закупки товаров и услуг для нужд государства и муниципалитета регулируются новым федеральным законом №44, который вступил в силу с первого января 2014 года. Рассмотрим нововведения, возникшие в связи с законом «О контрактной системе  в сфере закупок товара, работ и услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (именно так называется ФЗ №44).

Во-первых, пока ещё нельзя ещё говорить о полном вступлении в силу, так как с 2014 по 2017 года в сфере гос. закупок наблюдается переходной период. Он в первую очередь вызван тем, что на данный момент есть масса договоров о закупках, заключённых до 2014 года, но при этом заканчивающих своё действие лишь в 2015-2016 годах. Но даже если брать в расчёт договора с окончанием после 2017-го, закрыть их нужно, всё же, до окончания переходного периода, и затем уже переоформить в соответствии с новым законодательством.

Во-вторых, закон этот был принят в целях упрощения системы регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, данная сфера ранее была наглухо закрыта для общественного контроля, в связи с чем в ней имели место быть всевозможные нарушения, которых сейчас стало заметно меньше.

Рассмотрим теперь, собственно отличия 44-го закона от предыдущего в данной области закона № 94. Главное отличие нового закона заключается в том, что контракт на госзаказ заканчивается только после полного выполнения данного заказа. Кроме того, при изменении цен на свои услуги в процессе выполнения заказа, исполнитель обязан чётко указать причины этого изменения.

Второе немаловажное отличие нового закона заключается в том, что в нём отображены новые способы закупок, такие как аукцион, запрос котировок, конкурсы и т.д. Например, конкурсы проводятся для научных, проектных или творческих работ с предварительным квалификационным отбором участников.

В качестве отдельного отличия нового 44-го закона от старого 94-го стоит упомянуть и то, что в новом законе предусмотрен новый способ определения поставщика или исполнителя услуг путём запроса предложений.

Третье отличие нового закона заключается в том, что каждый госзаказчик должен будет обеспечить профессионализм исполнителя услуг или поставщика товаров, и создать свою собственную контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Помимо этого, государственный или муниципальный заказчик должен обеспечивать регулярное повышение квалификации персонала, работающего в сфере госзакупок, а также допускать в эту сферу работы лишь лиц, имеющих соответствующее высшее образование.

Четвёртое отличие заключается в ужесточении требований к поставщикам и исполнителям. Комиссия по закупкам должна будет проверить подрядчика или исполнителя по перечню требований, которые предусмотрены в законодательстве РФ. В частности, такими требованиями являются наличие правомочий на предоставление товаров или услуг подобного рода, а также отсутствие в перечне недобросовестных поставщиков и подрядчиков (отмечу, что такой перечень существовал ещё до принятия 44-го закона).

При этом за комиссией остаётся право на проверку исполнителя или подрядчика на наличие судимостей, или санкций за какие-либо нарушения в сфере закупок. Если судимости или какие-либо взыскания будут обнаружены – лицо не будет допущено до участия в закупках.

Некоторые ограничения введены новым законом и для заказчиков. Например, заказчик не может закупать одноимённые товары на сумму более 500 тысяч рублей за один квартал года, Другое ограничение объёма закупок заключается в том, что заказчик не должен закупать за один раз у одного поставщика более 5% товаров от годового объёма своих закупок. Также заказчик должен обосновывать начальную и максимальную цену контракта при проведении конкурсных испытаний для исполнителей.

Заказчик должен не позднее, чем за пять дней до заключения контракта разместить уведомление о данной закупке в единой информационной системе.

Новый закон предусматривает и некоторые послабления для исполнителей и поставщиков товаров. Так, например, раньше для участия на конкурсе или аукционе необходимо было сделать гарантийный взнос в размере 50 тысяч рублей. На данный момент этот взнос делать не нужно – достаточно лишь предоставить банковскую гарантию.

Другое послабление касается расширения прав и возможностей для малого бизнеса по участию в конкурсах, аукционах и тендерах.

Важные моменты заключения государственных контрактов

По новому закону заказчик обязан сформировать отчёт, в котором будут обоснованы:

  • невозможность иных кроме намеченных способов определения исполнителя, поставщика и/или подрядчика
  • цель контракта

В данном отчёте заказчик должен и определить существенные условия контракта. В самом же контракте должна быть рассчитана и обоснована цена контракта, а также предусмотрены случаи одностороннего расторжения договора.

Другим ключевым моментом является введение антидемпинговых методов. Например, при аукционной форме не допускается снижение цен более чем на 25%. Если цена в результате аукциона снизилась 25%, победитель аукциона должен предоставить залоговое обеспечение – сумму равную сумме контракта (либо ненамного меньше неё). Если же цена снизилась более чем на 25%, то поставщик работ и услуг обязан предоставить залоговое обеспечение в размере, в 1,5 превышающем цену контракта. При авансировании работ, исполнитель должен предоставить обеспечение в сумме, никак не ниже суммы аванса.

На самом деле антидемпинговых мер, и мер пресечения деятельности недобросовестных исполнителей гораздо больше, чем было указано в данном посте

Нововведения по части банковских гарантий

Главное требование к банковской гарантии следующее – она должна быть безотзывной. То есть, во-первых, банк не имеет права отозвать гарантию назад после утверждения исполнителя, а во-вторых, по гарантии заказчик может снять со счёта банка сумму, оговоренную в гарантии, и это его бесспорное право.

Второе нововведение – банковская гарантия заканчивается через один месяц после истечения срока действия контракта.

Третье нововведение – появление единого реестра банковских  гарантий, где зафиксирована история выдач банками гарантий тем или иным заказчикам.

Обновления в деятельности антимонопольных служб

Антимонопольное ведомство теперь не может вмешиваться в процессы подачи заявок, получения банковских гарантий и т.д. На данный момент антимонопольная служба может начать контроль деятельности исполнителя только после заключения с ним контракта, и никак не ранее.

Нововведения по части реестра недобросовестных исполнителей

По новому закону реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей приобретёт расширенную форму, в него будет включаться больше сведений по тому или иному исполнителю. Так в реестр отныне будут включаться сведения и об учредителях организации, от которой тот или иной исполнитель недобросовестно выполнил (или вообще не выполнил) условия контракта. Обязательным условием для участия в конкурсах, аукционах и т.д. на государственные и муниципальные заказы станет отсутствие исполнителя и его представителей в «чёрном реестре». Например, если хотя бы один из учредителей организации так или иначе был внесён в реестр недобросовестных исполнителей, данная организация не допускается к участию в конкурсе на гос. заказ.

Другие важные нововведения

Стоит отметить, что введены изменения в «Требования к технологическим программным или лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтами» (приказ Минэкономразвития от 2009 года №407). Также будет немного изменена и более детально прописана система обжалования результатов аукциона.

Заказчики теперь могут создавать такой орган, как контрактная служба, при условии, что их годовой объём закупок превышает 100 миллионов рублей, в противном же случае, заказчик может ограничиться контрактным управляющим. Этому вопросу посвящена 138 статья нового закона.

Также к закупочному процессу заказчик может привлекать отдельных экспертов, или даже экспертные организации (в частности, таковыми могут быть и оценщики). Цель привлечения экспертов – нахождение ответов на вопросы, которые встают у заказчика в ходе госзакупок.

С освещением нововведений закончено, приступим теперь к рассмотрению вопроса о том, почему оценщику всё это может быть интересно.

Новые методы определения начальной цены контракта

К этим методам относятся:

  • нормативный
  • тарифный
  • проектно-сметный
  • затратный
  • метод анализа рынка

Именно для определения начальных цен так важно привлечение оценщиков.

Рассмотрим каждый из этих методов подробнее.

Нормативный метод. Заключается в расчёте цены, исходя из нормативов установления предельных цен для государственных и муниципальных закупок. Данный метод опирается на часть 7 статью №22 нового закона.

Тарифный метод. Используется в случаях, когда цены на приобретаемые товары или услуги в рамках госзакупок регулируются государственными актами.

Проектно-сметный метод основывается на нормативных затратах в соответствии со сметой, которые понесет исполнитель услуг при осуществлении своей деятельности. Используется этот метод лишь в случаях, когда предоставляемыми услугами являются строительство, ремонт, либо реконструкция зданий объектов строительства, а также восстановление объектов культурного наследия. Применение проектно-сметного метода регламентируется частью 9 статьи 22 нового закона.

Затратный метод в общих чертах заключается в следующем: подсчитывается сумма затрат, которые может понести исполнитель услуг или поставщик товаров (например, складирование, транспортировка стройматериалов, страхование деятельности и т.д.), плюс к ней добавляется прибыль, обычная для данного вида бизнеса. Информацию о затратах при исполнении того или иного вида деятельности, а также об обычной прибыли заказчик берёт из открытых источников, например, информационно-ценовых агентств, сведений о рыночных реалиях и т.д. Данный метод используется в тех случаях, когда применение других методов определения цены ограничено или невозможно. Также этот метод может быть применён как дополнение к основным методам, в частности, для уточнения начальной цены при наличии противоречий.

Метод анализа рынка (чаще называется методом сопоставления цен). Заключается в расчёте начальной цены на товары или услуги на основе рыночных аналогов (сопоставимых по характеристикам товаров или услуг). Данный метод фактически является сравнительным методом оценки. Получение информации по ценам на аналогичные товары или услуги осуществляется из открытых информационных источников (каталогов, описаний товаров в интернете, котировок на биржах и т.д.). Также, информация по ценам может быть получена непосредственно у потенциальных исполнителей, либо по запросу в единой информационной системе. Чтобы товары или услуги при таком подходе могли считаться идентичными, необходимо, чтобы они были одинаковыми по своим ключевым признакам. Ключевыми признаками могут быть как материал товаров, специфика оказываемых услуг, так и характеристики самих поставщиков: репутация фирмы на рынке, скорость выполнения работ и т.д.

И реализовывать проведение оценки по всем этим методам может как сам заказчик, так и приглашённые эксперты, то есть, оценщики.

Участие оценщика в процессе осуществления закупок

В первую очередь оценщик выполняет роль эксперта на 3-х этапах обоснования цен закупок, а именно:

  • при объявлении конкурсных цен
  • при назначении цены контракта
  • при обосновании цен закупок

Также оценщики консультируют государственных или муниципальных заказчиков на стадии планирования закупок, а также при составлении планов-графиков дальнейших закупок. В данном случае, если план закупок – это порядок действий, обеспечивающих проведение закупки, то план-график – это график дальнейших закупок на перспективу. И на всех этих этапах главной целью оценщика является обеспечение начально-максимальной цены контракта.

Конечно, всё это делать могут и сами сотрудники, занимающиеся госзакупками. Но оценщик сделает это гораздо точнее, эффективнее и быстрее, так как это его регулярная практика.

Есть ещё один процесс, в котором оценщик гозаказчику может существенно облегчить ход деятельности. При рассмотрении заявок от поставщиков на конкурс заказчик руководствуется некоторыми критериями. Сами заявки должны содержать следующие сведения:

  • цена контракта
  • расходы, повлечённые эксплуатацией и возможным ремонтом товаров, либо эти же расходы, повлечённые результатами работ
  • характеристики объектов закупки
  • квалификация лиц со стороны исполнителя, участвующих в закупках, а также репутация и опыт этих специалистов
  • наличие финансовых ресурсов, техники, иных материальных ресурсов, принадлежащих исполнителю/поставщику на каких-либо законных основаниях

 Но понятно, что оценщик способен гораздо более качественно провести оценку этих заявок. Также оценщик может производить и идентификацию объекта оценки (то есть, поставляемых работ или услуг).

В случаях, когда заказчик получает не только разовую поставку товара или услуги, но и дальнейшее обслуживание, заказчик в качестве критерия определения начальной стоимости должен устанавливать стоимость жизненного цикла товаров и/или услуг. Установление стоимости жизненного цикла того или иного товара/услуги – тоже прерогатива оценщика.

В некоторых случаях (предусмотренных 94-м законом), заказчик должен производить экспертизу поставляемых товаров или услуг самостоятельно, или же привлекая сторонних экспертов (коими также могут быть оценщики, особенно это касается оценщиков, занимающихся осмотром недвижимости).

Отдельно по этому поводу стоит упомянуть постановление от 13 января 14 года №19.В данном постановлении говорится о случаях, когда при заключении контракта в обязательном порядке должна указываться формула цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям относятся:

  • заключение контракта на услуги по обязательному страхованию
  • заключение контракта на агентские услуги
  • заключение контракта на предоставление оценочных услуг при условии установления пропорциональности вознаграждения оценщика к стоимости оцениваемого имущества

Приказ об утверждении методов определения начальной максимальной цены контракта

2 октября 2013 года Минэкономразвития выпустило приказ № 567, который звучит так: «Об утверждении методических рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем».

В первую очередь положения данного приказа рассматривают возможные способы определения начальной цены контракта при работе с единственным поставщиком или подрядчиком. Способы эти описаны в части 1 статьи 22 закона №44.

Во-вторых, определение начальной максимальной цены контракта производится при следующем порядке:

  • формирование плана-графика закупок
  • подготовка извещения об осуществлении закупок, а также подготовка других документаций
  • извещение о проведении закупок

При этом последовательность шагов заказчика следующая:

  1. выявление потребности в конкретном товаре или услуге
  2. определение требований к закупаемым товарам/услугам
  3. проведение исследования рынка
  4. собственно действия, направленные на закупки (формирование плана и т.д.)

Отмечу, что при проведении закупок товаров и услуг, в отношении которых установлен исчерпывающий перечень источников информации определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) необходимо вести, пользуясь источниками данного перечня.

В-третьих, при определении НМЦК рекомендуется учитывать необходимость достижения целей, оговоренных в 13-й статье нового закона, и исходить именно из этой необходимости. Данная статья предусматривает большое количество требований, и в первую очередь все эти требования касаются последовательности, указанной в методических рекомендациях. Также стоит отметить, что рассчитанную начальную цену оценщик обязан обосновать, указав документы, на основании которых и производился расчёт цены.

Кстати, в других случаях (не предусмотренных 13-й статьёй) в качестве источников информации о стоимостях товаров и услуг допустимо использование отчётов других оценщиков. Правда, пользоваться этими отчётами модно лишь тогда, когда дата проведения расчётов совпадает с датой проведения госзакупок или заключения контрактов. Особенно, этот способ нахождения информации по стоимостям товаров и услуг актуален, когда работа по другим методам поиска затруднена.

В-четвёртых, при обосновании начальной максимальной цены и размещении её в открытом доступе в интернете, нельзя указывать наименование поставщиков и исполнителей. В соответствии с требованиями 44-го закона всю информацию по определению начальной цены (оригиналы документов, содержащих обоснование цены, скриншоты, иные документы о закупках) необходимо хранить не менее трёх лет (то есть, в течение срока исковой давности, установленного законом).

В-пятых, если для определения НМЦК у вас вообще нет информации по рынку, вы, как оценщик, можете поступить следующим образом: выполнить заказ по определению рыночной стоимости соответствующих товаров и услуг, на основании которой уже сможете делать расчёты по определению НМЦК. Правда, при таком способе вам необходимо будет полностью раскрыть методологию проведения оценки стоимостей товаров, да и вообще исследования данного рыночного сегмента.  Оценщик может поступить и другим образом: оформить оказание консультационных услуг для заказчика при проведении им анализа рынка, после чего на основании стоимостей, полученных заказчиком выводить начальную максимальную цену. Отмечу, что вся эта последовательность заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку тема для обсуждения здесь весьма объёмистая.

В-шестых, если информация по рынку есть, и её достаточно, то наиболее предпочтительным является метод сопоставления цен. В принципе, об этом говорится как в стандартах ФСО, так и в требованиях международных стандартов к проведению оценочной деятельности. Поэтому, оценщикам следует сделать упор именно в этом направлении.

Как определять цену в рамках метода сопоставления цен?

Во-первых, необходимо чётко проводить идентификацию объекта оценки. Начинается это с протоколирования осмотра объекта. То есть, когда вы осматриваете объект оценки, вы в обязательном порядке должны все полученные данные заносить в соответствующий документ, поскольку простой осмотр без письменной фиксации данных является грубым нарушением.

Документировать осмотр объектов стоит, как минимум, по той простой причине, что всегда может появиться какой-либо судопроизводство, в связи с чем, вас спросят о том, каким образом вы получили исходные данные, как произвели те или иные расчёты и т.д. И часто бывает такое, что оценщики в суде доказывают свою правоту, просто утверждая что-то вроде того, что «мы же осматривали объект оценки, у нас даже фотографии есть» и т.д. Но у суда по этому поводу возникают новые вопросы, типа «А соответствует ли ваш осмотр утверждённому законом порядку?», «А насколько вы были правомочные производить осмотр тех или иных комнат?» и т.д. Без акта осмотра у вас не будет подписей лиц, участвовавших в проведении осмотра в связи с чем, в любом разбирательстве ваши позиции будут очень слабы и ненадёжны.

Что всё это значит? Это всё значит, что саморегулируемые организации, да и другие организации, в которых вы состоите, как оценщики чётко прописали порядки и процедуры проведения осмотров, а также фиксации результатов.

Во-вторых, при идентификации объекта оценки старайтесь максимально чётко устанавливать его идентичность. Это значит, что необходимо чётко смотреть на ключевые признаки товаров, и именно по ним определять его сходства и различия с другими товарами-аналогами. В частности, при определении идентичности товара или услуги, важную роль играют такие свойства, как страна-производитель, технология производства и т.п. При этом могут игнорироваться незначительные различия во внешнем виде, то есть, если товары в целом сходны, и лишь по внешнему виду несколько различаются, эти различия в расчёт не берутся. В определении идентичности работ и услуг ключевую роль играют методики, технологии и подходы в исполнении, а также квалификации подрядчиков и исполнителей. То есть, если по технологии и порядку реализации работы полностью идентичны, но квалификации исполнителей различаются, такие работы нельзя считать идентичными. Их, скорее, можно посчитать однородными.

Вообще, однородными товарами и услугами считаются те, которые в целом схожи по ключевым характеристикам, и по большинству характеристик, позволяют решать одни и те же задачи, и могут быть взаимозаменяемыми. Но при этом, есть ряд различий, из-за которых такие товары и услуги нельзя признать полностью идентичными. Принципы идентичности и сходности  товаров используются в товароведческой экспертизе, и в этом разделе они расписаны достаточно подробно.

Дополнительное образование в сфере государственных и муниципальных закупок

Однако для того, чтобы работать в данной сфере, оценщику необходимо получить дополнительное образование, хотя бы по части определения идентичности товаров, поскольку к экспертам в данной сфере предъявляется большое количество претензий со стороны адвокатов, которые специализируются на госзакупках, и хорошенько изучили 44-й закон.

В 44-м законе отдельным пунктом сказано, что до участия в госзакупках в качестве экспертов допускаются лица, получившие высшее профильное образование, а также прошедшие переподготовку, либо курсы повышения квалификации в своей области.

На мой взгляд, данная сфера оценочной деятельности весьма перспективна, а посему она стоит того, чтобы получать дополнительное образование.

По этому поводу некоторые оценщики говорят, что рынок оценочных услуг на данный момент постепенно сворачивается, и в скором времени, возможно, вообще сама по себе деятельность оценщика будет бессмысленна. И модно сказать, что ситуация на рынке оценочных услуг, действительно, даёт основание для таких мыслей. Однако страхи по этому поводу несколько преувеличены. На самом деле даже сворачивание финансирования сферы закупок приведёт к тому, что будут возникать какие-либо споры. И разрешение этих споров (с проведением соответствующих оценок стоимостей) как раз находится в компетенции оценщика. Поэтому думать, что оценщики в скором времени могут остаться без хлеба очень наивно, тем более, что эта профессия исправно существует ещё с конца позапрошлого века.

Кроме того, оценщики всегда могут найти себя в качестве приглашённых экспертов, поэтому они никогда без хлеба не останутся.

В связи с этим довольно часто идут возражения типа того, что обычно договора и споры разрешаются без участия оценщиков, а стоимость обосновывает сам поставщик товаров и заказчик. Но если вы реально посмотрите на все эти договора и контракты с обоснованием стоимости, то поймёте что по-настоящему грамотных людей среди штатных специалистов по госзакупкам, поставкам товаров и т.д. очень мало. Естественно, любой (даже не очень хорошо подготовленный) оценщик справится с подобными задачами гораздо лучше штатных специалистов.

Кроме того, российское законодательство в области проведения закупок постоянно развивается, в связи с чем, услуги оценщика всегда будут востребованы на этом поприще, и спектр их приложения, скорее всего, будет только расширяться.

 

Чаще всего, у начинающих оценщиков возникают комментарии типа того, что обоснование цены производит сам заказчик, которому в принципе не нужны оценщики. И поэтому область госзакупок не представляется особо перспективной для оценщика.

Конечно, обоснование цены может производить и поставщик, но чаще всего, такие обоснования не соответствуют методическим рекомендациям. И на самом деле оценщик вправе вмешаться в этот процесс. Для этого нужно будет просто самому рассчитать цену контракта, и, ознакомившись с расчётами поставщика, подать тому заявку, вроде того, что «Вы господа, неправильно-то считаете». Поставщик может и проигнорировать это сообщение, однако, скорее всего, такой игнор ему выйдет боком.

Уже было немало случаев, когда оценщики легко оспаривали такие расчёты стоимостей контрактов, так как обычно цена рассчитывается исключительно по формальным критериям, и за ними, естественно, вся суть цены теряется.

Другой вопрос у оценщиков возникает в связи с указанием публичной экспертизы в новом законе. На самом деле в законе не определена процедура публичной экспертизы, поэтому можно сказать, что порядок этот не регулируется законом. Единственно требование к проведению публичной экспертизы – она должна проводиться экспертной организацией, имеющей соответствующие сертификаты, аккредитации и т.д.

Ещё один вопрос – по банковским гарантиям. На самом деле здесь также очень важна роль оценщика, поскольку выдавая гарантию, банк может лишиться своих денег при невыполнении подрядчиком или исполнителем своих обязательств. И именно поэтому банку важно предельно точно рассчитать все свои риски. Оценщик же ему в этом поможет, как никто другой.

Кстати, стоит отметить, что оценщик может выступать, как поставщик услуг (по оценочной деятельности). То есть, фактически, вы можете выполнять государственные и муниципальные заказы на проведение оценочной деятельности, но с одним условием – для этого вы должны выступать, как ИП (индивидуальный предприниматель), так как в качестве физического лица вас к этому делу не допустят.

About Евгений Кержаев

Check Also

Оценка стоимости

Оценка стоимости, как инструмент выявления и учёта рисков при реализации залоговой политики банка.

Сразу хотелось бы отметить, что залоговые службы и залоговые экспертизы, в принципе, базируются на известных всем …

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.