Индивидуальные предприниматели нередко жалуются, что получить в кредит на бизнес довольно сложно. Однако на все есть свои причины, поэтому и в получении кредита для малого бизнеса есть свои подводные камни. Рассмотрим их подробнее.
Часто работники банка просто вынуждены ответить отказом в займе, по причине того, что им не внушает доверия финансовое положение вашей компании или фирма не разработала четкую стратегию дальнейшего роста.
Данные статистики рынка кредитования показывают, что доля кредитов для малого и среднего бизнеса выросла за первое полугодие 2012 г на 10%. Учитывая общий размер выданных кредитов, среди банков лидирующими являются Сбербанк и ВТБ 24.
И все-таки, несмотря на то, что темпы кредитования растут, спрос со стороны предпринимателей на займы для малого бизнеса в разы превышает предложение банков. Поскольку банкиры весьма избирательно относятся к отбору потенциальных заёмщиков, случается так, что даже вполне успешные фирмы получают отказы.
Банкиры, принимая решение о кредитовании той или иной компании, изучают, в первую очередь, финансовое положение фирмы, проверяют отчет прибылей и убытков. Анализируя предоставленные документы, служащие банка делают выводы о ежемесячном доходе предприятия, а также о его расходах и налогах. На данном этапе уже примерно решается, будет ли фирма платежеспособна и займ на какую сумму ей можно предоставить.
Еще один немаловажный этап — кредитная история предприятия, причем банк ознакомится не только с положением дел самой фирмы, но также проверят кредитную историю ее руководителя. В том случае, если директор фирмы не умеет справляться со своими личными кредитными обязательствами, тогда есть подозрение, что и в качестве руководителя он покажет себя не самым лучшим управленцем. Следовательно, выдавать займ такой фирме банк остережется.
Некоторые банки отдают предпочтение клиентам, работающих в определенных отраслях. Сайты данных банков публикуют их перечень, чаще всего в котором встречаются такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, производство, услуги.
Банку также важно то, куда бизнесмен вкладывает заработанные деньги. Не слишком хорошим показателем считается, когда предприниматель всю чистую прибыль вынимает на личные нужды. Это говорит о том, что он не слишком верит в светлое будущее своего предприятия. Однако другая крайность — делать неуместные инвестиции. Допустим, фирма нуждается в оборудовании, а бизнесмен необдуманно тратит деньги, закупая новую офисную мебель.
И последний этап принятия решения о кредитовании бизнеса или отказе — выезд сотрудника банка по месту регистрации предприятия. Менеджер банка задает вопросы работникам, оценивает, в каком состоянии находится помещение, смотрит на клиентов.