Готовимся к сдаче квалификационного экзамена по оценке

Здравствуйте!

Как Вам уже известно 2 июня 2016 года вступил в силу 172 федеральный закон, который внёс поправки в профильный закон об оценочной деятельности № 135-ФЗ.

Подробный разбор о том, какие изменения в него внесли, мы рассмотрели в статье Изменения в ФЗ № 135 Об Оценочной деятельности в РФ. Вопросы и ответы. и Вы можете освежить в памяти что же там поменялось. В сегодняшней статье мы рассмотрим особенности сдачи квалификационного экзамена и получения квалификационного аттестата.

Многих интересует вопрос каким образом сдаётся квалификационный экзамен Оценщиков? В данной заметке постараюсь описать Вам организационный моменты и на что обратить внимание для тщательной подготовки. Начнём.

Систему сдачи квалификационного экзамена можно описать так: для сдачи экзамена выделяется аудитория, в которой будут находиться приблизительно 30-35 человек. Перед входом экзаменуемого в аудиторию, он оставляет телефон, сумку иные личные вещи, а в самой аудитории ему выдаётся письменные принадлежности: бумага на черновики, ручка и калькулятор. На столе экзаменуемого уже лежат запечатанные конверты, на которых написаны буквы «ОН«, «ОБ» или «ОД» (оценка недвижимости, оценка бизнеса, оценка движимого имущества). Конверты распределены таким образом, что за каждым столом сидят люди, которые между собой не имеют одинаковых вариантов, таким образом, если вы сдаете «оценку бизнеса» — это означает, что рядом с вами будет сидеть тот, кто сдаёт «оценку недвижимости» или «оценку движимого имущества». Таким распределением обеспечивается сдача всех тех, кто записался на сдачу экзамена. У экзаменуемых на столе лежит калькулятор , в дальнейшем средства вычисления будут переведены на сдачу с использованием компьютера и электронных таблиц Excel. Калькулятор имеет определенные особенности, и его использование требует информационной подготовки. Кроме основных функций вычисления, он ускоряет вычисления в отношении 6 функций денежных единиц. И хотя экзамен длится 2,5 часа, могу посоветовать не думать о том, что вы что-то сможете списать, для этого у вас не будет никакой возможности, (шпаргалки вы составить для запоминания можете, но воспользоваться ими на экзамене не сможете).

Мысль о том, что вы что-то спросите у вашего соседа, она тоже не продуктивная. Первая причина заключается в том, что у каждого из вас не будет времени чтобы отвлечься хотя бы на 1 минуту на то, чтобы решить проблему вашего лучшего друга или товарища, который будет сидеть рядом с вами — это будет невозможно из-за дефицита времени. Вторая причина заключается в том, что организаторы экзамена на этапе инструктажа предупреждают о том, что если вы начнёте разговаривать, то вам делают замечание, которое заносится в протокол, при повторном замечании вы удаляетесь со сдачи экзамена со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Рекомендую взять на экзамен самые обычные часы на руку — они помогут выстроить самому себе временной контроль за своими действиями. Хотя никто не запрещает узнать сколько осталось времени у организаторов (они скажут, сколько времени прошло с начала экзамена и сколько времени осталось), но это не самый удобный вариант.

Если вы не уверены в каком-то ответе или вы знаете его приблизительно, то лучше эти вопросы оставить на потом и не тратить на них ни одной дополнительной минуты.
Отложите этот вопрос или задачу и переходе к тем, на которые вы знаете знаете правильный ответ. А на листочке выпишите номера задач, которые вы пропускаете, для понимания того, сколько задач вами пропущено. Когда завершаете решение последней задачи в это время вернитесь к пропущенным вопросам и задачам и попытайтесь решить их ещё раз. Если решение задач проходит быстрее, чем вы планировали, то в этом случае. оставьте минут 10 в запас, чтобы ещё раз спокойно просмотреть  все свои ответы  перед тем, как вы их сдадите. Это необходимо для случаев, когда в спешке неверно что-то отметил, а потом вспомнил и исправил этот ответ на верный. Вы можете зачеркнуть этот ответ, поставить правильный, расписаться там на этом листе, написать слова «правильный ответ.

Первый блок вопросов связан со знаниями статей гражданского кодекса. Эти вопросы в том или ином виде присутствуют абсолютно во всех тестах, как по «оценке бизнеса», «оценке недвижимости», так и по «оценке движимого имущества». Из гражданского кодекса взяты ключевые понятия, которые касаются тонкостей взаимоотношений между сторонами, контрагентами и т.д., смысл которых раскрывается в последующих статьях соответствующих разделов этого кодекса.

Второй блок вопросов — блок иного законодательства, за исключением гражданского кодекса. Сюда следует отнести закон об обороте сельскохозяйственных земель, градостроительный кодекс, закон об ипотеке (залоге недвижимости) лесной кодекс, в отношении бизнеса — закон об «обществах с ограниченной ответственностью», об акционерных обществах», арбитражный процессуальный кодекс, (его особенность в том, что основные вопросы касаются поведения в суде, и что связано с судмедэкспертизой). Пугаться этого объёма не надо, потому что вопросы сосредоточены на неких ключевых понятиях, которые сформулированы именно в этих документах.

Третий блок вопросов касается знания федеральных стандартов оценки. Здесь присутствуют вопросы, которые можно поделить на два вида. Первый вид связан с какими-то ключевыми формулировками ФСО. Второй блок вопросов построен на особенностях, которые сквозным понятием проходят через все Федеральные стандарты оценки. Например, есть вопросы, которые касаются стандартного задания на оценку, это пункт 21 ФСО № 1. Имеется 8 пунктов, которые говорят о том, что включается в задание на оценку, но если вспомнить следующие стандарты, то вы обратите внимание на то, что в каждом из этих стандартов содержатся дополнительные требования к тому, что должно находится в задании на оценку: например четвёртый раздел ФСО № 7 требует дополнительную информацию к заданию на оценку. Такие же требования есть ФСО № 8 по оценке бизнеса, и прочих стандартах.

Другая особенность, на которую необходимо обратить внимание, это знание тех дополнительных требований к заданию на оценку. Почти во всех федеральных стандартах, начиная с ФСО № 7 есть разделы, в которых написано «задание на оценку должно содержать» и следует перечисление. Другие пункты говорят о том, что «задание на оценку может содержать». Вопрос может быть сформулирован, например, так: «Задание на оценку стоимости акций может содержать дополнительно…» и набор ответов. Если вы помните, что из текста стандартов вытекает «должно и может» содержать, вам будет достаточно легко на это ответить. Этот массив информации необходимо постараться формализовать для своего понимания т.е. для себя составить ментальную схему для того, чтобы легче оперировать этими понятиями, потому что в повседневной практике мы не обращаем на это внимания..

Ещё есть вопросы на знание пунктов стандартов, например «какой подход рекомендуется при оценке инвестиционной стоимости?», и дальше перечисляются подходы. Есть вопросы по ключевым стандартам, которые касаются формулировок понятий, например, «итоговая стоимость объекта оценки — это….», и дальше идут различные определения.Необходимо помнить, что меняются как вопросы, так и задачи, то есть те вопросы и задачи, по которым начинались первые экзамены уже существенно модифицированы: помеменялись внутренние условия задачи (поменялись цифры, условия, даты), но сохраняется принцип решения этой задачи. Т.е. задачи вроде бы всё те же самые, но они совершенно уже не те что были в самом начале, а это требует от каждого человека понимания того, что написано в условии задачи.

Вам необходимо сконцентрироваться на опубликованном глоссарии, так как знание этого глоссария поможет вам ориентироваться в задачах и вопросах, которые будут на экзамене.

В глоссарии по оценке недвижимости сконцентрируйтесь на понятиях, которые касаются различных сроков жизни: физической жизни, хронологического возраста, фактического возраста, эффективного возраста, срока службы и т.д. Необходимо для себя разобрать какие понятия и термины относятся ко всем срокам службы, которые связаны с физическим и хронологическим сроком существования объекта недвижимости. А какие характеризуют различные экономические состояния этого срока — т.е. остаточный срок экономической жизни, эффективный возраст, срок службы.

Выучите наизусть 6 функций денежной единицы, Вам необходимо запомнить все формулы, которые описывают эти функции и довести до автоматизма расчёт этих показателей на финансовом калькуляторе. Выучите все показатели коэффициентов по оценке эффективности деятельности предприятий, т.е. всё, что касается рентабельности собственного капитала, рентабельности активов,  а также те, которые относятся к методикам формирования различных потоков.

Несмотря на то, что количество задач по оценке недвижимости меньше, чем в оценке бизнеса, ваше время будет тратиться на то, что вычисления, которые необходимо будет проделать многозначны и их физически много. Например, в задачах на сравнительный подход порядка 7 или 8 корректировок, которые необходимо рассчитать. Задача может быть и не сложная но, тем не менее, и она требует времени. Причём у вас всё время будут получаться в итогах не круглые числа, что ещё более усложнит расчёты. И если вы отвыкли производить расчёты на калькуляторе, то в случае ошибки самом начале расчёта, вам придется далее пересчитывать всю цепочку из поправок из-за округления в сотни или тысячи рублей, (неверное округление может повлиять на результат). Ответы в задачах очень близки между собой, и от точности вычислений зависит попадание в итоговый результат.

2,5 часа, который даётся на экзамен по бизнесу – это очень мало. Не хватает примерно ещё часа времени, чтобы  спокойно себя чувствовать. Если располагать этим дополнительным временем, то можно сдать экзамен с большим уровнем баллов. Отличие задач по бизнесу от задач по оценке недвижимости заключается только в одном: если в оценке недвижимости  значительное количество вычислений приходится на одну задачу, то в оценке бизнеса количество вычислений значительно меньше (эти задачи могут решаться в два-три действия), только для этого необходимо знать все составляющие формирования различных денежных потоков, и хорошо помнить формулы. Обратите внимание на то, что в задачах бывает отношение собственного капитала к заемному капиталу, заемного капитала к собственному, собственного капитала ко всему инвестированному капитала, и вам необходимо их будет привести к единому знаменателю.

Если существуют определенные условия сдачи экзамена, то ваша задача состоит в том, чтобы морально, физически и методически подготовиться к тому, чтобы сдать этот экзамен. Достаточно высокий процент отсева заключается в том, что многие оценщики морально не готовы к ситуации, с которой они сталкиваются на экзамене. Если Вы заранее подготовитесь к такому варианту событий, и сможете потренироваться в расчётах на калькуляторе в решении задач (например, взятых из интернета, семинаров или брошюр), то есть положить перед собой задачи в том количестве, в котором они существуют в тестовых вопросах, поставить себе время и реально постараться решать их подряд в течение 2-2,5 часов – то это реально пойдёт Вам на пользу. И провести такие тренировки несколько раз, так как беспрерывно сидеть решать задачу 2,5 часа подряд – это очень сложно. Чисто физически в середине человек начинает уставать и его реакция тормозится.

Отличные материалы по подготовке к квалификационному экзамену подготовил «Экспертный совет»

Ознакомиться можно с ними по ссылке kvalexzam (если Вы со мной ещё не знакомы, то от Вас может потребоваться авторизация через социальные сети).

Заметку постараюсь обновлять, и добавлять разъясняюцую информацию.

На этом всё. Вам добра!

About Евгений Кержаев

Check Also

Оценка стоимости

Оценка стоимости, как инструмент выявления и учёта рисков при реализации залоговой политики банка.

Сразу хотелось бы отметить, что залоговые службы и залоговые экспертизы, в принципе, базируются на известных всем …

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.